Центр современного искусства «Типография» представляет первую выставку в новом пространстве. «Море волнуется раз» — это большой коллективный проект, который представляет работы 25 художников и художниц, связанных с Краснодаром и «Типографией». Над выставкой работали 15 кураторов — участников и участниц «Школы исследователей и организаторов», которая прошла в новом пространстве «Типографии» в октябре 2019 года.
Участники: Recycle Group и «Синие носы», Ира Афанасьева, Людмила Баронина, Яна Васильева, Тина Васянина, Катерина Верба, Эльдар Ганеев, Алина Десятниченко, Иван Дубяга, группировка ЗИП, Валерий Казас, Юлия Казас, Елена Колесникова, Владимир Колесников, Миша Курилов и Бен Папян, группа Кюс, Виктор Линский, Стас Лобачевский, Владимир Омутов, Пасмур Рачуйко, Елена Суховеева и Виктор Хмель, Сергей Таушанов, Денис Уранов, Олег Черников, Юлия Шафаростова
Над выставкой и текстами работали: Яна Алалыкина, Алексей Борисёнок, Тина Васянина, Катерина Верба, Александра Дорофеева, Катя Дрейзер, Елена Ищенко, Филипп Крикунов, Марианна Кручински, Анна Майорова, Маша Орлова, Марина Пугина, Мария Сапожникова, Надя Стрига, Татьяна Уколова.
В этом месте, этой выставкой, прямо сейчас начинается новый этап в жизни «Типографии» — работников и работниц центра; всех наших посетителей, настоящих и будущих; художников и художниц, которые здесь учились, которые делали работы для коллективных проектов или персональных выставок, которые работали в нашей общей мастерской; тех, кто просто приходит сюда поработать, посмотреть кино или почитать книжку. Начало большого этапа — не только пересмотр стратегий и планы на будущее, это ещё и возможность оглянуться назад, осознать, какой путь мы прошли, и насколько это «мы» большое, многосоставное и разнообразное.
«Море волнуется раз» — выставка как раз про это «мы». Точно самая большая выставка за всю историю «Типографии» — 25 художников и 14 кураторов. Но за каждым и каждой скрывается своя история взаимодействия с «Типографией».
Многие учились в КИСИ — Краснодарском институте современного искусства, одной из первых самоорганизованных инициатив группировки ЗИП в Краснодаре, из которой во многом и выросла «Типография». В 2011 году ЗИПы открыли КИСИ в собственной мастерской на заводе ЗИП как пространство для коллективного обучения и выставок. А сейчас «Типография» переехала на ЗИП, и потому, кажется, этот переезд из центра города дался легче.
Кто-то принимал участие в КИСИ по другую сторону — как организатор событий, ещё до появления «Типографии». Кто-то почти перестал заниматься искусством. Кто-то, напротив, возвращаясь после занятий в свой родной город, начинал внедрять практики современного искусства там, находя новых художников, устанавливая с ними связи, создавая события. Кто-то участвовал почти во всех коллективных проектах в «Типографии» и сделал здесь не одну персоналку. Кто-то делал выставки и проекты как куратор, для кого-то этот кураторский опыт стал первым.
Кто-то живёт в Краснодаре, кто-то давно отсюда уехал, кто-то был здесь всего несколько раз, но успел со всеми подружиться. А может быть, кто-то собирается сюда вернуться или переехать?
Эти связи слишком очевидны или слишком призрачны, как и связи между кураторами и художниками, как разница между этими ролям. Все кураторы этой выставки учились в «Школе исследователей и организаторов», которая прошла в «Типографии» в октябре 2019 года под звуки ремонта, у кого-то уже был опыт, для кого-то это первая проба тесного общения с художниками, а кто-то и вовсе выступил в обеих ролях.
Каким должно быть пространство, где это флюидное, неоднородное «мы» можем реализоваться? Как мы можем быть прозрачными и открытыми? Как можем создать инклюзивную среду? Как можем провоцировать дискуссии и критическое осмысление прошлого, настоящего и будущего?
Обсуждая стратегии музеев и других институций современного искусства в рамках «Школы» мы говорили об игре как о таком пространстве — где социальные роли уступают место другим способам коммуникации и сотрудничества; где все равны; где есть правила, которые мы можем менять, чтобы нам было веселее и интереснее; где мы как будто немного другие, не такие, как в жизни. Эта выставка как раз такая игра, где мы все одновременно и самозванцы, и очень, очень смелые ребята, подчинившие себе новое пространство одного из корпусов завода ЗИП. И мы, на самом деле, ужасно волнуемся, зная, вот вы прочитали этот текст и пойдёте сейчас смотреть эту выставку, в которую — как и во всю «Типографию» — каждый из нас вложил много сил, времени и любви.
Текст: Елена Ищенко, кураторка ЦСИ «Типография»