В экспозиции представлено более ста предметов, рассказывающих о дамах XVIII – начала XX столетий. В мировой истории женщины являлись не только украшением общества, но и правили, вели политические игры, вносили вклад в научную и духовную жизнь, были поддержкой и опорой царствующих мужей. Женщины меняли историю.
Вспоминая древнегреческий миф о яблоке раздора и о суде Париса в споре богинь Геры, Афины и Афродиты, мы хотим поговорить о роли женщины. Кто же важнее и нужнее – мудрая Афина-правительница, прекрасная Афродита или хранительница семьи Гера? Парис отдал яблоко Афродите. Посмотрев выставку, Вы можете сделать свой выбор или согласиться с тем, что Женщина прекрасна своей многогранностью и в ней соединяются черты всех греческих богинь.
Русские императрицы, принимавшие активное участие в общественной и политической жизни своей эпохи, представлены портретами Екатерины II, Марии Федоровны – супруги Павла I, Александры Федоровны — супруги Николая I, написанными во второй половине XVIII — начале XIX века.
Красота, очарование, наряды, увлечение музыкой и многое другое, что составляет мир женщины – темы второй части экспозиции. Афродита наградила прекрасную половину человечества не только красотой, но и чувством прекрасного. Полотна Константина Коровина, Григория Светлицкого, рисунки Веры Граве, Шарля Варена и Георга Вилля представляют музыкальную часть выставочного проекта.
Занятия музыкой, рисованием, светский салон для приема близких друзей — все это будуар. Поначалу он представлял собой приватную территорию дамы. С течением времени, будуар стал выполнять функции женского кабинета, где хозяйка могла почитать, ответить на письма, принять гостей и, одновременно, похвастаться изящным интерьером своих покоев, который предстает перед зрителями на рисунках Николя де Лонэ, Эманюеля Гендта, Александра Средина, картинах Константина Маковского и Григория Бобровского.
Третий раздел выставки – владения богини Геры: семейный уют, дети, женские рукоделия, прием гостей. Фарфоровая посуда, вышивки, кружева, наперстки и пуговицы дополняют картины и рисунки этой части выставочного проекта. В ней же и удивительно уютный и светлый мир дачи, который создают в своих работах Константин Коровин и Мстислав Добужинский, Григорий Светлицкий и Николай Харитонов.
Еще в 1803 году историк Николай Карамзин отметил, что летом Москва пустеет, а её жители устремляются за город. Бурное развитие дач началось в середине XIX века, когда появились железные дороги: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники» (Антон Чехов).
Надеемся, что Вас увлечет изучение «мира женщины» прошлого: поэтичного, сложного и многогранного.