7 июня 2018 в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко открывается выставка «Стекло и керамика в изобразительном искусстве».
В экспозиции представлены произведения живописи и графики русских художников XIX – XX вв., декоративно-прикладное искусство.
На выставке можно получить представление о значении фарфора и стекла в структуре живописного пространства на основе произведений таких разноплановых художников как И. Т. Хруцкий, К. Е. Маковский, С. Ю. Судейкин и другие.
В первой половине XIX в. характерно романтическое отношение современников к фарфору и стеклу. Изображение ваз, графинов постоянно присутствует в натюрмортах художника-академиста И. Т. Хруцкого.
В картинах К. Е. Маковского «У туалета», А. И. Морозова «За чаепитием» отсутствует поэтическая природа фарфора и стекла, что в начале 50-х годов XIX в. чётко прослеживается в контексте бытового осмысления действительности.
В творчестве художников «Мир искусства», СРХ, «Бубнового валета» возрастает самостоятельное значение натюрморта, которые получают новое качество – декоративность. Поэтому художественные особенности фарфора и стекла, как части предметного мира изобразительного искусства, постоянно находились в сфере творческих интересов художников – С. Ю. Судейкина «Натюрморт с фарфоровыми фигурами», И. И. Машкова «Цветы в белом кувшине», А. А. Экстер «Ваза с цветами».
В период 1920-х – 1950-х гг. современники воспринимали фарфор и стекло через призму идеологии советского общества. Наряду с архитектурой они выполняют функции демонстрации успехов Советской власти. При этом советский натюрморт стоял несколько в стороне от «социалистического реализма», что давало возможность художникам вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками «вещь» через эксперименты в области цвета и фактуры – С. В. Семенов «Натюрморт», Г. К. Савицкий «Купавки».
Новый этап в восприятии фарфора и стекла в 1960-е – 1980-е гг. резко отличается от предшествующего времени. На смену их демонстративной функции приходит утилитарная. Эстетизация окружающего человека мира вещей, обусловленных интересом к русскому натюрморту начала ХХ в. ведут художников к повышенному вниманию к фарфору и стеклу – Н. А. Маричева «Розы и разноцвет», Г. И. Цейтлин «Натюрморт». На Кубани в это время складываться своя, построенная на ярких фольклорных элементах живописная система, изображение фарфоровой и стеклянной посуды присутствует на всех представленных картинах – А. А. Калугин «Цветы», Р. И. Солуянова «Дыни», А. Г. Семко «Натюрморт с айвой».
Стилистические поиски художников конца XX в. обращены к широкому кругу традиций мировой культуры, что отразилось и в их произведениях – И. В. Пугач «Серый день», П. П. Бабенко «Натюрморт с луком» и др.
Выставка дополнена русским и советским фарфором 19 — 20 вв.: Павлова Л. Н. «Ваза декоративная», Гончаренко И. И. «Ваза для цветов», Натушевская Н. П. «Питьевой набор» и др.