Центр современного искусства «Типография» представляет проект Recycle Group Blocked Content, впервые показанный в павильоне России на Венецианской биеннале современного искусства в 2017 году. Выставка посвящена свободе информации в интернете и жизни человека в виртуальном мире и социальных сетях.
Blocked Content разворачивается в двух измерениях — в пространстве выставочного зала и в дополненной реальности приложения Recycle Group.
RECYCLE GROUP
Создана в Краснодаре в 2008 году Андреем Блохиным и Егором Кузнецовым. Оба художника закончили Художественно-промышленную академию Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Recycle Group занимается скульптурой, инсталляциями и цифровыми объектами, которые исследуют взаимодействие технологий, культуры и человека.
Лауреаты Премии Кандинского (2010), участники Российского павильона 57-й Венецианской биеннале современного искусства (2017). Сотрудничают с галереями «Триумф» (Москва), Galerie Suzanne Tarasievе(Париж), Gazelli Art House (Лондон). Живут и работают в Париже и Краснодаре.
Кураторский текст
Да не опустится тьма
Каждый день человечество обретает новые границы посредством внетелесного опыта внутри пространства интернет-сети. Неосязаемое и невизуализируемое пространство сконструировано человеком, но с развитием искусственного интеллекта люди все чаще ощущают себя гостями в виртуальном мире, который совсем недавно создали сами.
На протяжении нескольких лет участники Recycle Group размышляют над феноменом виртуального мира. «Можно ли считать, что сеть обещает бессмертие пользователю?» — задаются вопросом художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов. Вдавленные в интернет пространство онлайн-портреты продолжают существование в независимости от того, пользуется ли аккаунтом создавшая его персона. Однако вечная виртуальная жизнь обещана только праведникам сети. Ослушавшихся машина заблокирует: к ним относятся спаммеры, сквернословы, самозванцы, притворщики, навязчивые продавцы товаров и услуг. За этим последует вечное пребывание в виртуальном аду, информационном ничто, белом шуме без репостов и лайков. Получить индульгенцию невозможно, алгоритм считывает нарушение и блокирует профиль.
Проект Recycle Group Blocked Content — визуализация виртуального ада, граничащая с абсурдом. Попав в черный куб, он же черный квадрат в третьей степени, зритель сталкивается с неосязаемым — заблокированной информацией. Запрещенное содержимое или просто наложение друг на друга всех картин мира? Единица или ноль? Или, возможно, абстрактная универсальная величина? Blocked Content — это одновременно все и ничто, спрессованные карты нового виртуального мира.
Материализация виртуальных функций продолжается в самой цифровой пещере, где страдают заблокированные системой персонажи. Человеческий глаз различит лишь полигональные скульптурные формы, напоминающие ледяные торосы. Заблокированных в буквальном, физическом смысле интернет-грешников можно рассмотреть посредством компьютерного глаза. Приложение с дополненной реальностью показывает профайлы страдающих, отлученных от онлайн-активности. Сгенерированные компьютерной программой как идеальные образы людей, они пытаются фотографировать невидимую еду, дерутся из-за количества не поставленных лайков, молят систему о возвращении к активности.
Изображённая художниками цифровая пещера замерзшей информации, испещренная символами, которыми машина характеризует пользователя, становится будущим отражением доисторической каменной пещеры. Наскальная живопись обозначила первую победу когнитивного прогресса, разделившего искусство, верование и науку. Она — символ развития разума из восприятия. Возраст, пол, активность в сети — это то, что остается в сухом остатке от интернет пользователя. Система не обладает органами чувств и восприятия, подобными человеческим, чтобы проанализировать стоящего за профайлом реального персонажа. Разница в восприятии реальности человеческим существом и роботом является одним из ключевых парадоксов, затронутым в проекте. Виртуальный мир предлагает идеальный, сгенерированный по своему умозрению образ человека, который зритель Blocked Content сможет увидеть, заменив человеческое око на компьютерное.
На первый взгляд абстрактная тотальная инсталляция основана на материализации принципов функционирования социальных сетей. Однако виртуальный ад, созданный художниками, визуально отсылает к классическому образу преисподней из «Божественной комедии» Данте Алигьери. В девятый круг ада он помещает предателей и обманщиков всех мастей, обреченных на вечные терзания в замерзшем озере Коцит. Застрявшие во льду грешники заливаются слезами, мгновенно умножающими объем ледяных глыб. Литературное произведение, созданное на рубеже эпох, соединяет в себе черты энциклопедии, визионерского послания, мистического священного текст.
Автор текста Екатерина Щербакова, со-куратор павильона России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства.